Фото: BearFotos / Shutterstock
Железнодорожные вокзалы России — это не только транспортные узлы, но и настоящие архитектурные шедевры. Они рассказывают истории городов, эпох и людей, а некоторые из них настолько хороши, что уже сами по себе могут стать достопримечательностью.
В нашем топе мы собрали пять вокзалов, возле которых точно стоит задержаться подольше и сделать фото для истории вашего путешествия.
И, конечно, напомним: на сайте UFS.Travel и в приложении «ЖД Билеты» (скачать RuStore, AppGallery, Google Play) буквально за пару минут можно купить билеты на поезда по России и СНГ. А если вы часто путешествуете, подпишитесь на рассылку и участвуйте в программе лояльности: за каждую вторую покупку мы дарим промокоды на скидку.
Продажа электронных жд билетов осуществляется с использованием технологии ООО «РЖД - Цифровые пассажирские решения»
Ярославский вокзал, Москва — парадные ворота Транссиба

Фото: BearFotos / Shutterstock
- Год основания: 1862
- Архитектор нынешнего здания: Фёдор Шехтель (перестройка 1902–1904)
- Стиль: русский модерн / неорусский стиль
Ярославский вокзал — один из самых красивых жд вокзалов России и исторически значимая станция Москвы. Здесь начинается легендарная Транссибирская магистраль, протянувшаяся почти на 9300 км до Владивостока. Архитектор Фёдор Шехтель придал вокзалу сказочную атмосферу: высокие шатровые крыши, декоративные башенки, мозаики и керамическая отделка. А в интерьерах на славу поработали Константин Коровин и Михаил Врубель, наделив его художественной ценностью.
Сегодня отсюда отправляются поезда в Ярославль, Кострому, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск и Владивосток.
Витебский вокзал, Санкт-Петербург — первый вокзал России

Фото: FOTOGRIN / Shutterstock
- Год открытия: 1837
- Архитекторы: С. Бржозовский
- Стиль: модерн + элементы классицизма
Витебский вокзал — носит титул первого жд вокзала России. Именно отсюда в 1837 году отправился первый поезд в Царское Село. Стройкой первого вокзала занимался архитектор Константин Тон, но в начале XX века здание полностью перестроили. Архитектор Станислав Бржозовский создал здание в духе раннего модерна, с асимметричной башней, арочными окнами, стеклянным куполом и металлическими конструкциями. Внутри сохранились исторические интерьеры — лепнина, панно, старинная мебель и оригинальные часы.
Сегодня Витебский вокзал — это одновременно памятник архитектуры и важный транспортный узел. Отсюда ходят поезда в Москву, Смоленск, Сухум и города Беларуси, а электрички увозят пассажиров в Павловск, Оредеж и Вырицу. А еще Витебский вокзал любят кинематографисты: здесь снимали фильмы «Брат», «Анна Каренина», «Шерлок Холмс», «Вокзал для двоих» и другие. Вокзал расположен в самом центре Петербурга, в двух шагах от метро «Пушкинская».
Железнодорожный вокзал Владивостока — конец света (в хорошем смысле)

Фото: sergruss / Shutterstock
- Год постройки: 1893 (реконструкция 1912 года)
- Архитекторы: П. Е. Базилевский, В. А. Плансон
- Стиль: русское возрождение
Если Ярославский вокзал — начало Транссиба, то Владивостокский — его финал. Его история началась в 1891 году, когда в присутствии цесаревича Николая Александровича был заложен первый камень. Уже в 1893 году отсюда отправился первый поезд до Уссурийска, открыв новую страницу в освоении Дальнего Востока. В 1910–1912 гг. здание перестроили, вдохновляясь московским Ярославским вокзалом. Так два конца Транссиба получили архитектурно родственные станции, подчеркивающие единство железнодорожного пути длиной почти в десять тысяч километров.
Современный вокзал поражает вниманием к деталям и богатством образов русского стиля. На фасадах можно увидеть изразцы и характерные декоративные элементы, а внутри — уникальное историческое наследие. Например, полы, выложенные глиняными японскими плитами конца XIX века. Интерьеры украшены росписями советского периода, внося в атмосферу здания дополнительный культурный слой.
Сегодня Владивостокский вокзал по праву считается одной из самых красивых железнодорожных станций России и обязательным местом для посещения в городе.
Станция Слюдянка, Иркутская область — единственная мраморная

Фото: KHARCHENKO VLADIMIR / Shutterstock
- Год открытия: 1905
- Архитектор: имя не сохранилось
- Стиль: строгий классицизм
Станция Слюдянка I на южном берегу Байкала — уникальный железнодорожный узел. Здесь построен единственный в России и, возможно, в мире мраморный вокзал, фасады которого выполнены из белого и розового мрамора с симметричной ленточной и циклопической кладкой. Станция возникла благодаря строительству Кругобайкальской железной дороги и является крупной грузо-пассажирской станцией I класса.
Сегодня Слюдянка — обязательная остановка туристических маршрутов вдоль Байкала, а сама станция — одна из самых фотографируемых точек Транссиба.
Вокзал Сочи — сталинский ампир на Чёрном море

Фото: kolaytor / Shutterstock
- Год постройки: 1952
- Архитектор: Алексей Душкин
- Стиль: сталинский ампир
Сочинский вокзал — один из самых впечатляющих вокзалов на Черноморском побережье, построенный по инициативе Сталина и спроектированный Алексеем Душкиным. Его строительство завершилось в 1952 году, а багажное отделение достроили в 1956-м.
Здание длиной 145 метров и высотой 55 метров впечатляет монументальной часовой башней с уникальными часами, циферблат которых украшен знаками зодиака. Внутри — три атриумных дворика с фонтанами и скульптурами, колонны, кессонные потолки и дубовая столярка.
В 1975 году здание было признано памятником архитектуры регионального значения, сохранив свой статус одного из самых красивых и узнаваемых вокзалов России.
В общем, в следующий раз, когда будете ждать поезд, оглядитесь вокруг. Иногда мы упускаем из виду красоту, которая находится прямо перед нами.🙂


